Нужен займ под мат.капитал?
Close
info@kpk.ru
По всем вопросам работы сервиса
Партнерская программа для КПК
Мы приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству КПК из различных регионов. Для этого ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы по вашему КПК
Какого рода сотрудничество вас интересует?
Ваш комментарий

Где взять займ на развитие малого бизнеса?

Для передовых экономик одним из приоритетов является устойчивое развитие малого бизнеса. Подавляющее большинство предприятий в них относится к малым. Они обеспечивают занятость населения, предоставляют возможность реализовать проекты, до которых не доходят руки у компаний-гигантов. К сожалению, в России доля малых предприятий балансирует на уровне 30%. Причина такого вопиющего различия проста: российские предприниматели не знают, как получить деньги на развитие малого бизнеса на приемлемых условиях.
Кем предоставляется кредит на развитие малого бизнеса
На протяжении долгого времени предоставление кредитования было прерогативой банковской системы. Но она была принципиально не заинтересована обзаводиться мелкими заемщиками. Возни с ними много, выгоды от них мало. Приходится увеличивать расходы на содержание штата, понижая уровень прибыли.

Поэтому сравнительно крупные банки крайне редко выдавали деньги на развитие малого бизнеса. А мелким банкам, готовым сотрудничать с начинающими предпринимателями и небольшими, как правило, семейными, фирмами, было трудно выжить в условиях жестокой конкуренции с гигантами финансовой системы.

Принято считать, что изменения связаны с именем Мухаммеда Юнуса. Он стал нобелевским лауреатом, выдвинув и реализовав на практике теорию микрокредитования. Оказалось, что даже ссуда в сто долларов в такой бедной стране как Бангладеш способна помочь предпринимателю достаточно прочно стать на ноги.

Микрокредитование, направленное на поддержку и на развитие малого бизнеса с нуля, оказалось способным творить чудеса. К сожалению, массово возникающие в России микрофинансовые организации (МФО) имеют крайне мало общего с предложениями Мухаммеда Юнуса. Они действительно предоставляют ссуды небольшого размера, но:
  • недостаточные для развития предпринимательства. Речь идет, скорее, о потребительском микрокредитовании;
  • под годовую процентную ставку, на корню убивающую любую попытку развивать бизнес.
Что касается российских банков, то их позицию стоит рассмотреть на примере Сбербанка, крупнейшего из них. Малому и среднему бизнесу предлагается обширный выбор из тринадцати банковских кредитных продуктов. Под гарантии федеральной корпорации МСП ставку могут понизить до вполне приемлемых 9,6%. Однако процесс предоставления бизнес-кредитов представляется крайне непрозрачным. Поэтому счастливчиков, получающих помощь на развитие малого бизнеса на столь выгодных условиях, просто унизительно мало. В заявках подавляющего большинства мелких предпринимателей находят недостатки, приводящие практически к поголовным отказам. Естественно, что, столкнувшись с таким отношением, представители малого бизнеса к отечественным банкам обращаться перестают.
Кредитный потребительский кооператив как альтернатива для финансирования малого бизнеса
Не имея возможности получить деньги от третьих лиц, английские рабочие еще в начале XIX века нашли оригинальный способ решения проблемы. Их изобретение получило название потребительской кооперации. Ее принципы сформировались на протяжении нескольких последующих десятилетий. В это же время появились и кредитные потребительские кооперативы (КПК).

Деятельность российских КПК регламентируется профильным федеральным законом. ФЗ № 190 приняли в 2009 году. Этим нормативным актом за кредитными кооперативами закреплен статус некоммерческих организаций, действующих в финансовой сфере:
  • предоставляя кредиты;
  • открывая вклады под ставку, величина которой не должна превышать ключевой ставки банка России, взятой с коэффициентом 1,8.
В отличие от банков и отечественных МФО кредитные кооперативы создаются не для получения прибыли собственниками. КПК не является чьей-то собственностью. Он управляется собранием равноправных пайщиков, чьи интересы и призван удовлетворить. А полученную в результате финансовой деятельности прибыль собрание пайщиков может распределить. При этом учитывается доля внесенных средств. Чтобы предотвратить концентрацию собственности и власти ее ограничивают 20% для любого пайщика.

Для получения ссуды на развитие малого бизнеса предпринимателю потребуется вступить в потребительский кооператив. Потому как КПК не имеет права кредитовать сторонних лиц. Процентная ставка, естественно, будет повыше, чем в российских банках. Но получение ссуды от КПК имеет определенные преимущества для предпринимателя:
  • процесс выдачи совершенно прозрачен, каждый пайщик вправе его контролировать;
  • бумажной волокиты не будет;
  • предоставление ликвидного залогового имущества становится вполне достаточным фактором;
  • пайщик вправе рассчитывать на долю от общей прибыли, которая образовалась и за счет выдачи ему ссуды.
Поэтому отечественные предприниматели, умеющие оценивать риски, решаются на вступление в ряды КПК. Ведь они открыты и для физических, и для юридических лиц. И здесь действительно можно получить крайне необходимую помощь на развитие малого бизнеса. Ссуда не будет отягощена никакими дополнительными условиями. Ее предоставят быстро.

Жаль, что пока количество кредитных потребительских кооперативов явно не соответствует потребностям российского малого предпринимательства. И не все из них надолго удерживаются на плаву.